Памятка по типовым ситуациям конфликта интересов на государственной гражданской службе у государственных гражданских служащих управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области

I. Введение

II. Типовые ситуации конфликта интересов

I. Введение

1. Перечень основных нормативных правовых актов Российской Федерации и Ростовской области, устанавливающих основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений:

– Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;
– Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
– Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
– Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 562 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;
– Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;
– Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»;
– Областной закон Ростовской области от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области»;
– Постановление Правительства Ростовской области от 27.11.2011 № 88 «О комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области»;
– Постановление Администрации Ростовской области от 31.08.2009 № 422 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ростовской области, и государственными гражданскими служащими Ростовской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностей государственной гражданской службы Ростовской области, и государственными гражданскими служащими Ростовской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
– Постановление Администрации Ростовской области от 22.04.2010 № 241 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010-14 годы».

2. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее – Федеральным законом № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. При этом статья 19 устанавливает, что, под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или иных лиц, указанных в п.5. ч.2. ст.16 ФЗ № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Под указанные определения попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций едва ли возможно. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

а) выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах;
б) выполнение оплачиваемой работы;
в) владение имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами;
г) получение подарков и услуг;
д) взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство, после увольнения с государственной службы;
е) явное нарушение установленных запретов – использование служебной информации, получение наград и т.п. от иностранных государств и др.

4. В данной Памятке рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных «областей регулирования»; приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных служащих, так и для руководителей, по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему, та или иная ситуация, является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию. Статья 1 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление отдельного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организации, либо готовить проекты таких решений. Для целей настоящей Памятки осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе:

а) размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
б) осуществление государственного надзора и контроля;
в) подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов;
г) организацию продажи государственного имущества, иного имущества, а также заключение договоров аренды;
д) подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
е) подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
ж) лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
з) проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
и) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
к) представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

5. В целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от № 79-ФЗ), распространяются на иные виды государственной службы. С принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных служащих, распространены на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

6. В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ. В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника, о возможности возникновения конфликта интересов. Причем, непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов. Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения государственного служащего необходимо:

а) использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (при наличии основания, установленного пунктом 10). В этой связи необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

б) активнее привлекать соответствующую комиссию для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие. Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется начальнику управления для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы.

7. Мониторинг практики рассмотрения случаев конфликта интересов на государственной службе, который провело Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в 2011 году, а также анализ информации о деятельности комиссий показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего; выполнение последним иной оплачиваемой работы, владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего. Под родственниками государственного служащего понимаются: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех ситуациях, когда выгоду получают или могут получить иные лица: например, друзья государственного служащего и его родственники. Для обозначения этой категории лиц используется термин «лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах».

II. Типовые ситуации конфликта интересов

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления, в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением оплачиваемой работы

3. Конфликт интересов, связанный с владением имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

7. Конфликт интересов, связанный с использованием служебной информации

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления, в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах

1.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и (или) в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например: государственный служащий является членом конкурсной комиссии управления. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в управлении является родственник государственного служащего; государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего. При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением оплачиваемой работы

2.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую преподавательскую, научную и иную творческую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует также уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. В случае, если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер, по урегулированию конфликта интересов, начальнику управления рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют оплачиваемую работу. Комментарий В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ государственный гражданский служащий вправе, с предварительным уведомлением начальника управления и непосредственного руководителя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Ситуация, при которой государственный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность государственного служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и может порождать сомнения в его беспристрастности и объективности. Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного служащего. Тем, не менее, ситуация, когда родственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данной Памятки.

2.2. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом, государственный служащий осуществляет, в отношении последней, отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении начальнику управления предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации. В случае, если, на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления, в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. Начальнику управления рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например: услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего; государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги; организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д. При обнаружении подобных фактов рекомендуется принять решение, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае, государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные связанные с ним лица.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется, при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства, не давать никаких советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые сотрудникам проверяемых организаций, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайге соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если государственный служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение представляется недопустимым с точки зрения служебной этики. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов для членов семьи государственного служащего или иных связанных с ним лиц и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

2.4. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной (подконтрольной) с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении непосредственному руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных (подконтрольных) организациях. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления, в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной (подконтрольной) организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. Начальнику управления рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной (подконтрольной) с той организацией, в которой государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.5. Описание ситуации

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является управление, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если, государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

2.6. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом изобретения, авторскими правами на которое обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется по возможности отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Начальнику управления рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в котором у государственного служащего есть личная заинтересованность.

2.7. Описание ситуации

Государственный служащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ государственному служащему запрещается заниматься, без письменного разрешения представителя нанимателя, оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

3. Конфликт интересов, связанный с владением имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Государственный служащий и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае, если государственный служащий, владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, следует продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление и уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. В случае, если родственники государственного служащего, владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий должен уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. При этом родственникам государственного служащего рекомендуется продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление. Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, ценными бумагами которой владеют служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, и он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

3.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. Начальнику управления рекомендуется до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

Согласно требованиям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. При этом учитывается, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых, превышает три тысячи рублей, которые получены государственным служащим, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в управление, в котором указанное лицо замещает должность.

4.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. За исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает три тысячи рублей. В данном случае, указанные подарки, полученные государственным служащим, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются государственным служащим по акту в управление, в котором указанное лицо замещает должность. Представителю нанимателя, в случае, если, ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и государственный служащий не передал его по акту в управление, то в отношении государственного служащего рекомендуется применить меры дисциплинарной ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать государственному служащему на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации управления и поэтому является нежелательным, вне зависимости от повода дарения. В случае, если начальник управления обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется: указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов; предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость; до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственный служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Комментарий

Законодательно фактически установлен запрет государственному служащему получать, в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает три тысячи рублей). Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному служащему подарок, в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации, подарок не может однозначно считаться полученным, в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, закрепленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации управления и государственной службе в целом. То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственного служащего. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного служащего.

4.2. Описание ситуации

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

4.3. Описание ситуации

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения.Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя. Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться, как полученный, в связи с исполнением должностных обязанностей, и что подобная практика может повлечь конфликт интересов.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и (или) его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это государственному служащему следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства, отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.

5.3. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. Начальнику управления рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

5.4. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, находятся в стадии судебного разбирательства с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. Начальнику управления рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми государственный служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до перехода на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему, в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя, рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. Начальнику управления рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если, существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, начальнику управления рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя.

Комментарий

Государственный служащий, перешедший на работу в управление из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный служащий, по тем или иным причинам, испытывает неприязнь к бывшему работодателю. И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению служащим его должностных обязанностей. При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю, в соответствии с действующим законодательством, не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ государственный гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

6.2. Описание ситуации

Государственный служащий ведет переговоры о переходе после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления. Меры предотвращения и урегулирования Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации, государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы. В случае, если указанные переговоры, о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. Начальнику управления рекомендуется отстранить государственного служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения со службы. С трудоустройством бывших государственных служащих, также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации управления, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например: бывший государственный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с управлением, в котором бывший государственный служащий ранее замещал должность; бывший государственный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой, является взаимодействие с управлением, в котором государственный служащий ранее замещал должность; государственный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после ухода с государственной службы заниматься их реализацией.

7. Конфликт интересов, связанный с использованием служебной информации

7.1. Описание ситуации

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ, при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим, государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Начальнику управления, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ, при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой.

Настоящая Памятка вручена каждому государственному служащему управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области под роспись.


Карта сайта Версия для печати © 2009 - 2018 Ростовоблгостехнадзор